На море-океане, на острове Буяне ...

Языческие боги Руси и родственных народов

  • Скифы – Фагимасад, Табити, Папей, Апи, Гойтосир, Аргимпаса, Геракл, Арес.
  • Фракийцы – Салмоксис, Гермес, Арес, Дионис, Артемида.
  • Кельты – Меркурий, Аполлон, Марс, Юпитер, Минерва.
  • Германцы – Солнце, Вулкан, Луна.
  • Славяне – Святовит, Прове, Сива, Радегаст.
  • Русь 980-988 – Перун, Хорс, Дажьбог, Стрибог, Симаргл, Макошь.

Здесь можно наблюдать подтверждаемое и исторически, наличие кельто-фракийской и германо-славянской групп.

В кельто-фракийской группе наблюдается незначительное отличие, лишь в предпочтениях к определённым культам, судя по всему, из-за наличия у фракийцев Салмоксиса (народного героя) и откровенной вражды с громовержцем (верховным богом соседней Греции).

В германо-славянской группе наблюдается более консервативный языческий пантеон, по всей видимости, из-за тяжёлых условий жизни. Возможно, на это влияло именно благосостояние, как отличительная черта кельто-фракийской группы, которая в свою очередь отличается тем же самым от скифов (золотые изделия которых до сих пор восхищают взоры). Здесь, уместно вспомнить о греках, кои тоже не бедствовали и имели достаточно большое число богов.

Интересным в германском язычестве видится и отсутствие конкретных имён бога солнца и богини луны, которые почитаемы русским до настоящего времени – в качестве бога Ярилы (варяжского Яровита из Вольгаста) и богини Лады (символом которой является лунница).

Отсутствие отдельного бога войны у германцев, кои исторически жили войной, могло компенсироваться выборами воеводы (Радегаста) во время военных действий, либо его функции выполняло Солнце (как русский Ярило). С другой стороны образ германского Вулкана по имени Водан - до настоящего времени почитается одним из самых воинственных языческих богов.

Скифская группа существенно отличается от кельто-фракийской и германо-славянской групп, но только по числу богинь, что свидетельствует о наличии матриархата. При детальном рассмотрении, можно заметить развёрнутый пантеон, где Табити дополняет Папея, Апи – Гойтосира, а Аргимпаса – Ареса, практически не отличающийся от своих западных соседей.

Существенный отличия имеет только пантеон Владимира крестителя, где враждебный фракийцам громовержец выдвигается на первый план, и служит княжеским богом – аналогично «Посейдону» скифов, «Гермесу» фракийцев, «Меркурию» кельтов, Солнца германцев и Святовита славян. За исключением Перуна, во всём остальном пантеон перекликается с кельто-фракийской группой.

Здесь, к месту – вспомнить о Волосе, времён Олега, Игоря и Святослава, который соответствует царским богам кельто-фракийской группы. В период реформы 980 – 988 годов, Волос вовсе не исчез, ибо был назван Велесом и покоился вне пантеона Владимира крестителя. Законен вопрос – почему?

Велес был известен ещё в начале нашей эры – в Норике, но языческие князи Руси почитали именно Волоса. Переименование, судя по всему, связано не с появлением нориков (кои уже давно были в составе русских), а с появлением самого Перуна. Впервые Перун появляется в районе будущей киевской Руси, во время распада тюркского каганата (прародителя хазарского каганата) в VII веке. После этого, в обычаях юго-восточной части Балтики появляется противостояние литовского Перкунаса и латышского Перкунса – почитаемому прежде венедскому (словенскому) Вельсу. Нападения Литвы на Русь, в то время (и далее в истории) было тоже не новостью. По всей видимости, и свою дружину, беглый Владимир, нанял себе именно в жаждущей власти над Русью Литве. Достоверно не известно, бытовало ли на Руси противление Велесу, но свергали этот культ вместе со всеми остальными – во время очередной, но уже христианской реформы Владимира. Говорить же о связи русских князей с литовцами не приходится, в силу того, что Литве не ведомо понятия Русь – которым называет своё государство Олег Вещий.

Возможно, именно устранение Волоса послужило почвой, для благополучного прихода христианства, но возможно и то, что именно от почтения Волоса пытался избавиться благодаря Перуну и христианству узурпатор Владимир (убийца действительного русского князя Ярополка, сына Святослава). Ясно только то, что Владимир не был сторонником язычества первых русских князей (Рюрика, Олега, Игоря, Святослава и Ярополка).

Поэтому, есть все основания – оставить Перуна литовцам и посмотреть на пантеон с точки зрения русского язычества, где до сих пор в особом почёте языческий бог Велес.

Волос же будучи богом богатства и волшбы, наилучшим образом отвечает духовности кельто-фракийской группы и скифов. Исключив из пантеона Перуна, можно заметить, что его роль может выполнять Дажьбог или Стрибог, сохраняя свои функции. С Волосом (Велесом) во главе и Мокосом (Макошью) в завершении, данный пантеон можно привести в полное соответствие с кельто-фракийским и скифским язычеством.

После этого, дабы не оставить вместе с Перуном историю о связи такового с Волосом, надлежит обратиться к рассмотрению этого факта, предложенного истории православными хронографами. Сразу же стоит отметить тот факт, того что, будучи христианами, православные летописцы не были знатоками язычества и, стало быть, имён богов. Также, для истории не является новостью своеобразное звучание имён собственных, примером которого может служить «История» Льва Диакона, в которой автор именует русского князя Святослава – Сфендославом.

Действительно, русский Волос схож с представлениями о фракийском Салмоксисе, но, что более важно – уже был известен по ряду исторических заметок о боге народа с именем «росы» и «русы». Загадкой остаётся, только то – каким образом вместо славянского Прове, на страницах летописи появляется некий Перун. Получается что, разгадка кроется в неправильной передаче имени бога неведомого (в отличие от католиков) православными летописцам, которым по греческой мифологии был известен только термин «перун». Либо, имя Перун могло появиться в результате греческой стилизация литовского Перкунаса, и присвоено Прове во время реформы Владимира. Возможно и то, что некто, из благих намерений, таким образом решил примирить Перкунаса и Вельса, но в это верится с трудом, особенно учитывая тот факт, что мира так и не настало.

Учитывая историческую несопоставимость Перуна с Волосом, и отсутствие Перуна в летописях повествующих о славянах, надлежит вспомнить, что до момента (882 года) основания Руси Олегом Вещим, существовало два русских государства.

Олег, был родственником Рюрика - призванного в 862 году, из варяжской Руси (германской Ругии) на княжение в Славию. Своим визитом в Куябию, и устранением киевского князя Аскольда (имя которого не вызывает сомнения в литовском происхождении), Олег учреждает Русь и выбирает Киев столицей, как самое выгодное место по сбору дани, город среди владений хазарского каганата.

Таким образом, можно наблюдать исторический момент слияния всех языческих групп. Куябию, некогда скифскую землю, помимо литовцев и юрок уже населяют и славянские племена (скифской и кельто-фракийской группы). Славия, основанная в V веке нашей эры венедским племенем (славен), на момент призвания варягов Руси уже сдаёт позиции культурного центра северного (германского) славянства, с бывшей столицей – в Старой Ладоге, перешедшей в Новгород. С объединением Славии и Куябии в Русь происходит слияние германо-славянской группы с кельто-фракийской группой, в былом ареале скифской группы. Поэтому, в языческих обычаях должно происходить слияние кельто-фракийского бога, подобного скифскому богу Фагимасаду с германо-славянским богом подобным Прове. Славянский Святовит не должен появиться, так как является «богом райской земли» (т.е. острова Буяна).

Поэтому, исторически верным может быть представление о том, что у варягов «первым и главным был Прове» (Бог Альденбура, столицы варяжской земли IX века), а у остального населения тавров (!) и скифов был бог скота Волос.

Таким образом, появляется возможность отображения пантеона русских языческих богов – по варяжской модели, которая имеет место в исторической действительности.

Пантеон

  1. Перун (громовержец) – аналог верховного бога славян (Прове варяжской Руси).
  2. Хорс (конский бог) – аналог верховного бога скифов (Святовит варяжской Руси).
  3. Дажьбог (бог дождя) – аналог кельтского бога плодородия (Поревит варяжской Руси).
  4. Стрибог (бог ветра) – аналог фракийского бога войны (Радегаст варяжской Руси).
  5. Симаргл (бог огня) – аналог германского бога огня (Яровит варяжской Руси).
  6. Мокошь (богиня земли) – аналог богини судьбы (Сива варяжской Руси).

А также, наблюдается, аналогия для представителей «царских» родов – дополняющие друг друга.

Род кельто-фракийской группы

Волос (бог богатства) - верховный бог русских (тавроскифов). В более позднее время почитался как Сварог. В восточной и южной части Европы чаще всего представлялся как Велес.

Род германо-славянской группы

Святовит (бог священной земли) – бог Арконы и Ругевит (бог родоначальник русов) – бог острова Буяна (Рюгена).

Языческие боги не нуждаются в иерархии, так как каждый выполняет свои функции независимо от статуса, обращение к которым производится персонально – по мере необходимости.

В этой теме особый интерес вызывает не только актуальность хода исторических событий, но и то, что до настоящего момента самым почитаемым культом на земле являются – деньги, хозяином которых и является главная ипостась Рода – Волос.