На море-океане, на острове Буяне ...

Языческие обычаи русского народа

В виду высокой ответственности, в деле описании языческих воззрений русского народа, нельзя опираться на современные исследования, коими являются, к примеру, труды академика Б.А. Рыбакова, в добропорядочности которого нет сомнений, но есть одно и очень весомое замечание в том, что автор изучал язычество практически «с нуля», а не являлся язычником. Поэтому, основой для описания русского язычества, надлежит использовать сведения тех летописцев, кои были лично знакомы с язычниками и их воззрениями, а не описывали своё видение по слухам о язычниках и языческих богах, как это встречается у таких хронистов как Нестор (чья «Повесть временных лет» заслуживает особого внимания, но не вызывает доверия).

Первым, что сразу представляет отличие от русских в «Историях» по Диакону и Геродоту - «У скифов не в обычае воздвигать кумиры, алтари и храмы богам, кроме Ареса». Вторым, бросается в глаза – совершенно иная иерархия богов, где верховным богом выступает громовержец Перун, но верховным богом у царских скифов (князей) является Фагимасад (греческий Посейдон), т.е. аналог Хорса (конского бога). Верховным же богом остальных скифов, войственен языческий матриархат Табити (греческая Гестия).

Из этого следует, что обычаи, которых придерживались языческие правители Олег, Игорь и Святослав, отличаются по всем параметрам от представлений будущего крестителя Руси, особенно учитывая тот факт, что введение этих культов было реформой. Но реформой чего? Русское язычество существовало задолго до реформы Владимира.

Нет смысла перечислять все упоминания о том, что до Владимира крестителя на Руси уже был Перун, с одной стороны – в связи с тем, что это описывалось православными хронистами, кои никогда не были сведущими в язычестве, а с другой стороны – в связи с фактом того, что Перун действительно имел место, но ещё до прихода варягов Руси. Первое упоминание о Перуне можно встретить в VII веке, во время литовской экспансии на территории будущей киевской Руси. Литовское же язычество базируется именно на точной копии Перуна, лишь с литовским акцентом в имени Перкунас. Исторически же, Перунас, встречается впервые в имени хеттского бога Пирвы, и может быть связан только с тюркскими племенами, каганат которых распался именно в VII веке. Таким образом, Перун мог появиться на территории киевской Руси – благодаря как тюркам (и хазарам в их числе), так и литовцам.

Известно, что в новгородской Руси, бытовали культы Рода и Рожениц, что подтверждается и археологами. Рода, во время реформы Владимира крестителя сменили на Перуна (что тоже подтверждено археологами). Рожениц было две, и стояли они у подножья языческого святилища Рода.

Такая система, тоже не отвечает скифскому обычаю - в силу присутствия богинь (кумиров которых скифы не воздвигали) с одной стороны, и представления о святилище Рода (аналога Фагимасада, бога царских скифов). Поэтому замена Рода Перуном в результате реформы 980 года, является неадекватной скифскому язычеству (на которое ссылаются летописцы по отношению к языческим обычаям русских).

Как знать, ибо нельзя исключать и тот факт, что культ Фагимасада, Табити и Апи мог послужить прототипом не только для Рода и рожениц, но и для Юпитера, Юноны и Минервы, который по обыкновению мог быть заимствован римлянами. Ведь есть сведения о том, что первые известные истории росы и русы, почитали Волоса (на севере) и Велеса (непосредственно в Норике, провинции федератов Римской Империи), который был единственным и верховным богом наряду с остальными богинями.

Следующим шагом, можно сравнить пантеон Владимира с фракийским язычеством. В этом случае, можно заметить бога войны во главе пантеона, но опять же для рядовых фракийцев, а нам известно, что Перун был княжеским богом. Цари фракийцев почитали бога богатства, или говоря по-русски скотьего (скот – синоним богатства) бога, т.е. опять же Волоса. Отношение же к громовержцу было однозначным – «фракийские племена во время грозы, когда сверкает молния, пускают стрелы в небо и угрожают богу, так как вовсе не признают иного бога, кроме своего». Получается обратная модель, аналогичная литовскому Перкунасу враждующего с вендским Вельсом. Велес не входит и в пантеон Владимира, но был богом языческих князей и остаётся почитаемым на Руси вплоть до христианизации.

Такая же точно история ждёт нас при изучении пантеона кельтов, прославившихся в истории религии наличием друидов, у которых опять же на первом месте аналог Волоса, а бог войны на третьем месте.

Германских же огнепоклонников можно сравнить только с язычниками из Фракии, даже отметить их суровый образ жизни, который лишает их бога блага и делает консервативными почитателями только того, что очевидно. Очевидно и то, что не составит труда назвать имена бога солнца – Ярилы и богини луны – Лады, прекрасно известные русскому язычеству.

Последней надеждой остается славянское язычество германцев средних веков. И сразу же нам встречается практически Перун, громовержец Прове, но только с поправкой на то, что он бог правосудия, а войной ещё со времён Римской Империи заведовал Радегаст (один из самых известных воевод германских варваров).

Здесь, было бы разумным предположить, что варяги клялись не воинствующим Перуном, а божественным судьёй Прове (имя которого стало доступным в истории только благодаря католическим хронистам). Именно эта германская земля, на которой главным средь других почитался Прове, в различных средневековых документах называется русской. Даже мифический остров Буян, нынче Рюген, встречается поныне в ряде заговоров и представлений русского язычества. Не составляет труда найти искомое место для призвания «варягов, руси». Даже переселение этого народа в V веке нашей эры в местность получившее название Славия, доступно для истории.

Исчезновение же Святовита, стоявшего над Прове, очень легко объяснить – его принадлежности именно к «земле райской», т.е. Арконе на острове Буяне (Рюгене).

История русского язычества лежит как на ладони не первое тысячелетие, пока различные исследователи ищут её в мифических дебрях славянства, которое появилось лишь в VII веке нашей эры. И как мало нужно для счастья новоиспечённого язычникам, дабы ухватиться за пантеон Владимира крестителя, который даже близко не перекликается с языческими обычаями известными всемирной истории. В истории на самом деле больше ответов, чем вопросов, вот только русским как обычно – лень искать эти ответы, особенно когда им предлагается готовая модель неудавшейся языческой реформы 980 – 988 годов.

Ответом же на вопрос о пантеоне русского язычества, можно ответить не выбором какого-то одного упомянутого фрагмента истории, а совокупностью во всей европейской хронике – всех древних племён ставших Русским Народом.