На море-океане, на острове Буяне ...

История русского язычества

Началом экскурса, лучшим образом может служить «История» византийского хрониста Льва Диакона, который описывает представления о народе, современником которого и является этот автор:

Говорят, что скифы (русы) почитают таинства эллинов, приносят по языческому обряду жертвы и совершают возлияния по умершим, научившись этому то ли у своих философов Анахарсиса и Замолксиса, то ли у соратников Ахилла. Ведь Арриан пишет в своем «Описании морского берега», что сын Пелея Ахилл был скифом и происходил из городка под названием Мирмикион, лежащего у Меотидского озера. Изгнанный скифами за свой дикий, жестокий и наглый нрав, он впоследствии поселился в Фессалии. Явными доказательствами [скифского происхождения Ахилла] служат покрой его накидки, скрепленной застежкой, привычка сражаться пешим, белокурые волосы, светло-синие глаза, сумасбродная раздражительность и жестокость, над которыми издевался Агамемнон, порицая его следующими словами: Распря единая, брань и убийство тебе лишь приятны. Тавроскифы (русские) и теперь еще имеют обыкновение разрешать споры убийством и кровопролитием. О том, что этот народ безрассуден, храбр, воинствен и могуч, [что] он совершает нападения на все соседние племена, утверждают многие; говорит об этом и божественный Иезекииль такими словами: «Вот я навожу на тебя Гога и Магога, князя Рос».

В «Истории» Геродота, находится надлежащее:

Скифы почитают только следующих богов. Прежде всего – Гестию 1, затем Зевса 2 и Гею 3 (Гея у них считается супругой Зевса); после них – Аполлона 4 и Афродиту 5 Небесную, Геракла 6 и Ареса 7. Этих богов признают все скифы, а так называемые царские скифы приносят жертвы еще и Посейдону 8. На скифском языке Гестия называется Табити, Зевс (и, по-моему, совершенно правильно) - Папей, Гея - Апи, Аполлон - Гойтосир, Афродита Небесная - Аргимпаса, Посейдон - Фагимасад. У скифов не в обычае воздвигать кумиры, алтари и храмы богам, кроме Ареса.

Также, в «Истории» Геродота, надлежит отметить то место, которое языческий князь Руси Святослав Храбрый называет «серединой земли моей», без каких-либо предположений, а по факту – с описанием и западной части «Земли Святослава», учитывая и то, что призвание «варягов, руси» происходило на Западе.

Богов фракийцы чтут только трех: Ареса, Диониса 9 и Артемиду 10. А их цари (в отличие от остального народа) больше всех богов почитают Гермеса 11 и клянутся только им. По их словам, и сами они произошли от Гермеса.

А также:

Эти же самые фракийские племена во время грозы, когда сверкает молния, пускают стрелы в небо и угрожают богу, так как вовсе не признают иного бога, кроме своего [бога Салмоксиса (иные зовут его также Гебелейзисом)].

Из «Записок о галльской войне» Гая Юлия Цезаря, можно узнать, что:

Из богов они (галлы) больше всего почитают Меркурия 12. Он имеет больше, чем все другие боги, изображений; его считают изобретателем всех искусств; он же признается указывателем дорог и проводником в путешествиях; думают также, что он очень содействует наживе денег и торговым делам. Вслед за ним они почитают Аполлона, Марса 13, Юпитера 14 и Минерву 15. Об этих божествах они имеют приблизительно такие же представления, как остальные народы: Аполлон прогоняет болезни, Минерва учит начаткам ремесл и искусств, Юпитер имеет верховную власть над небожителями, Марс руководит войной.

А также:

Нравы германцев во многом отличаются от галльских нравов: у них нет друидов для заведования богослужением, и они мало придают значения жертвоприношениям. Они веруют только в таких богов, которых они видят и которые им явно помогают, - именно: в солнце, Вулкана 16 илуну; об остальных богах они не знают и по слуху.

И для сравнения обратиться к «Славянской хронике» Гельмольда:

Помимо рощ и божков, которыми изобиловали поля и селения, первыми и главными были Прове 17, бог альденбургской земли, Сива 18, богиня полабон, и Редегаст 19, бог земли бодричей.

А также:

Среди множества славянских божеств главным является Святовит 20, бог земли райской, так как он - самый убедительный в ответах. Рядом с ним всех остальных они как бы полубогами почитают.

После чего, остаётся завершить свидетельством из «Повести временных лет» Нестора, которое вызывает доверие только в силу археологических исследований:

И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна 21 с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса 22, Дажьбога 23, и Стрибога 24, и Симаргла 25, и Мокошь 26.

А также предшествующее этому, повествование о русском князе Олеге Вещем:

Цари же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань и присягали друг другу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом 27, богом скота, и утвердили мир. И сказал Олег: "Сшейте для руси паруса из паволок, а славянам копринные", - и было так. И повесил щит свой на вратах в знак победы, и пошел от Царьграда.

Таким образом, в летописях отображается не только древняя языческая культура, но взаимосвязи и отношения между народами (как в случае с Русью и славянами).