Буян
На море-океане, на острове Буяне ...

Кумиры как свита Богов

Каждый из Богов имел свою собственную свиту из Кумиров. Например, для Ярилы таковыми являются герои. И доказательство наличия такой свиты – это специфический вид заборов вокруг вендских храмов, некоторые из которых сейчас реконструированы в Германии и Польше. Доски из храмовой ограды оформлены в виде человеческих фигур [32].

материалы раскопок реконструкция храма ограда в виде Кумиров

На рис. 8, 9 и 10 изображены материалы раскопок и реконструкция храма с оградой в виде Кумиров.

Аналогичные находки обнаружены во многих местах Германии и Польши, например:

  • Фечау (Шпревальд), Бранденбург. Относится к племени геволян (стодорян), вендского племенного союза лужичан.
  • Ольденбург, Вагрия - Шлёзвиг-Гольштейн. Относится к племени вагров, входящего в племенной союз ободритов, но во многом самостоятельного в нравах и религии.
  • Волин, Западно-Поморское воеводство, Польша. Относится к племени волинян, входящего в племенной союз поморян и тесно связанному с йомс-викингами.

Особенно интересна находка в Ральсвике, Рюген, Мекленбург-Передняя Померания. Относится к мощному племени ругов/русов, известных как руяне. На этой находке видно человеческое лицо, что не оставляет вариантов для трактовки ограды как-то иначе:

находка в Ральсвике на Рюгене

Также аналогичные по виду находки встречаются среди собственно германских древностей, что говорит как минимум о древних вендо-германских связях и их близком родстве (см. рис. 12).

находки среди германских древностей

Аналогичная находка есть и среди кельтских древностей (рис. 13) [33]:

находка среди кельтских древностей

Интересно, что в кельтской и германской культуре, фигуры схожие по форме и, очевидно, назначению, имели самостоятельную ценность и не являлись элементом ограды. Ограда из таких кумиров – нововведение более поздних времён и относится именно к вендам, хотя преемственность очевидна.

Отметим так же, что «головы» у ограды имеют два вида: круг и ромб. Ромб однозначно символ земли (и женского начала), а вот круг может быть как символом Солнца (и мужского начала), так и просто схематичным изображением головы. Любопытная параллель может быть проведена и с нимбами святых, которые встречаются как часть солнечного культа задолго до появления христианства от Египта до Скандинавии. Подробный разбор этой символики – дело отдельной статьи.

Тем не менее, едва ли каждой из досок соответствовал какой-либо реальный Кумир, потому что не может храм иметь, скажем, половину забора, если Кумиров ещё недостаточно. Значит, возможно, были и «вакантные места», вероятно, как раз занятые досками с символикой Земли. На суть это не влияет: возвышенно и благородно выглядит тот, кто даёт клятву Богу Войны пред его алтарём в храме, в окружении изображений великих героев прошлого. Торжественность в сочетании с глубочайшей духовностью и смысловым наполнением очень свойственна язычеству.

Так же можно привести в пример свидетельство арабского путешественника Ахмада ибн Фадлана (Х в.):

«И как только их [русов] корабли прибывают к этой пристани, тотчас выходит каждый из них, [неся] с собою хлеб, мясо, лук, молоко и набиз, чтобы подойти к длинному воткнутому [в землю] бревну, у которого [имеется] лицо, похожее на лицо человека, а вокруг него маленькие изображения, а позади этих изображений длинные бревна, воткнутые в землю. Итак, он подходит к большому изображению и поклоняется ему, потом говорит ему: «О мой господь, я приехал из отдаленной страны, и со мною девушек столько-то и столько-то голов и соболей столько-то и столько-то шкур»,—пока не назовет всего, что прибыло с ним из его товаров — «и я пришел к тебе с этим даром», — потом [он] оставляет то, что имел с собой, перед [этим] бревном, — «итак, я желаю, чтобы ты пожаловал мне купца, имеющего многочисленные динары и дирхемы, чтобы он покупал у меня в соответствии с тем, что я пожелаю, и не прекословил бы мне ни в чем, что я говорю». Потом он уходит.

Итак, если продажа для него будет трудна и пребывание его затянется, то он снова придёт со вторым и третьим подарком, и если [для него] будет затруднительно добиться того, чего он хочет, он понесёт к каждому из маленьких изображений подарок, попросит их о ходатайстве и скажет: «Эти — жёны нашего господа, дочери его и сыновья его». Итак, он не перестаёт обращаться с просьбой то к одному изображению, то к другому, просить их, искать у них заступничества и униженно кланяться перед ними. Иногда же продажа пойдёт для него легко и он продаст. Тогда он говорит: «Господь мой удовлетворил мою потребность, и мне следует вознаградить его». И вот он берёт некоторое число овец или рогатого скота, убивает их, раздаёт часть мяса, а оставшееся несёт и оставляет между тем большим бревном и стоящими вокруг него маленькими и вешает головы рогатого скота или овец на это воткнутое [cзади] в землю дерево» [34].

Благодаря запискам Фадлана не остаётся никаких сомнений: речь о духах или божествах (но не Богах), связанных с конкретным Богом узами родства.

Подобно родословной людей, существовала и «родословная» Богов (обе родословные, разумеется, связаны). Ещё один лучик света на этот вопрос пролил хронист Гельмольд: «Среди многообразных божеств, которым они посвящают поля, леса, горести и радости, они признают и единого бога, господствующего над другими в небесах, признают, что он, всемогущий, заботится лишь о делах небесных, они [другие боги], повинуясь ему, выполняют возложенные на них обязанности, и что они от крови его происходят и каждый из них тем важнее, чем ближе он стоит к этому богу богов».

Разумно предположить, что речь идёт о Верховном Боге – Боге Солнца, дающем энергию для жизни буквально всего живого на нашей планете [35]. Либо же речь о его «отце» - Волосе, которого так же можно без труда связать с небесной сферой.

Кроме того, появление человеческого лица у природной Силы (Бога) связано с тем, что эта Сила имеет своё выражение не только в природе, но и в человеке. Например, мягкосердечие и лаженье можно отнести к Ладе, ярость молодых – к Яриле, сварливость пожилых – к Сварогу, заботу и лелеяние – к Леле. Этот натурфилософский взгляд без каких-либо проблем мог быть воплощён в сколь угодно древнее время.

БуянЗаметкиКумир › Кумиры как свита Богов