Буян
На море-океане, на острове Буяне ...

Кумиры и Боги

Кумир – это божество, но никак не Бог. Кумир отличается от Бога тем, что является для людей примером для подражания сугубо в какой-то конкретной области деятельности. Поэтому Кумир изображается с атрибутами своей деятельности: воин – с оружием, кузнец – с молотом и т.д. Кумир очень расположен к людям, в то время как Бог к людям нейтрален и является проявлением какой-либо Силы или Стихии.

Также каждый Кумир имеет соответствующий ему культ, в котором присутствует в том числе и морально-этический кодекс поведения. Декларировался ли кодекс или только подразумевался, зависит от жреца и тут сложно сказать наверняка. Разумеется, древние кодексы были неписаными законами, но подвергать сомнению их существование невозможно, поскольку это подтверждается современной практикой общения людей и их примеров для подражания. Ориентация на Кумира не может не иметь конкретных проявлений, но в какой степени они были структурированы и выражены, точно неизвестно. Пожалуй, возрождение культовых кодексов не только Кумиров, но и Богов - задача русского язычества наших дней.

Приведём наглядный пример, как древнерусский князь Святослав Храбрый становится Кумиром буквально на наших глазах. Князь Святослав был прославлен ещё при жизни как великий воин. В памяти потомков (пусть не прямых, но духовных – согласно кумовству) Святослав стал символом борьбы с хитрым и подлым врагом, со Злом, которое ему удалось одолеть буквально в чистом поле – честь по чести. [6] Огромное количество рисунков и песен посвящены этому герою, его жизнь и его кодекс стали примером для многих: не бояться смерти, не отделять себя от своей дружины, переносить все тяготы вместе со своими людьми, вести сдержанный образ жизни, осознанно придерживаться язычества и т.д. По всей Руси возводят ему памятники, которые являются прямым наследием древних кумиров. Иногда изготавливают даже домашние кумиры Святослава. Есть и примеры требоположений у домашних кумиров или публичных памятников его прославленному духу. До всей этой популярности дух Князя мог себя проявлять не более чем дух любого умершего человека: являться во снах, немного помогать в жизни своим родственникам (если таковые есть) и т.п. Получив от веры людей, треб, песен и обращений дополнительную силу, его дух становится божеством – Кумиром. Кумир может проявлять себя в нашем мире намного сильнее, например, влиять на дух человека (а не просто сопутствовать ему), наполняя его отвагой, или способствовать удаче в бою. Дух-Хранитель человека скорее поможет избежать схватки, а вот победить в ней может помочь сведущий в воинском искусстве Кумир. Практика показывает, что Кумир становится ещё сильнее в особые даты, связанные с тем из Богов, чья сила доминировала в нём. Например, в день Ярилы Холодного был найден меч Святослава [7], а именно меч является основным атрибутом военачальника. Если Святослав Храбрый станет для людей полноценным Кумиром с соответствующим культом и отношением к нему, он станет ещё одним Богом Войны, проявлением Ярилы, и его влияние на наш народ будет не столь частым, но значительно более мощным. Благое божество, имеющее реальную силу, не будет размениваться по мелочам, дабы «напомнить о себе», скорее наоборот – появится тогда, когда будет в нём нужда. Как он проявит себя в дальнейшем? Вариантов много. Мы все об этом узнаем, когда случится такая война, которая заинтересует наших Кумиров.

В глубокой древности люди очень чётко отличали Богов от Кумиров: Боги не имели даже человеческого лица. Боги были только олицетворением Силы (Стихии), но проявляли себя во всём: в природе, в животных и в человеке, тем самым оставив возможность для субъективного понимания Силы, что впоследствии и произошло. Но изначально Сила не имела человеческого лица. И вот несколько тому доказательств. Из европейских древностей Бронзового Века [8] по всем четырём стихиям: Солнце (огонь), Вода, Воздух и Земля. В то время персонифицированные образы Богов были большой редкостью, они только-только зарождались: к таковым можно отнести, пожалуй, только Бога Солнца и Богиню Земли (изображение которой датируется уже ранним Железным Веком).

повозка везущая Солнце

На рис. 1 изображена повозка, везущая Солнце, которое имеет «дневную» и «ночную» сторону. Повозку везёт солнечный тотем – конь.

В Русском Обычае с солнечным культом и тотемом коня связаны сразу несколько Богов: Ярило/Яровит, Святовит, Радегаст и Хорс. В русских сказках есть понятие и о Солнце без персонификации (указан только мужской пол) [9].

повозка с сосудом стихии Воды сосуд стихии Воды

На рис. 2 и 3 представлены сосуды, которые логично связать со стихией Воды, ибо данные сосуды для этого и предназначены. Следов их применения в качестве курительниц или для хранения праха не обнаружено. И если для сосуда с рис. 2 ещё возможно предположить другое значение (присутствует некоторое сходство с погребальной урной), то для сосуда с рис. 3 всё более чем очевидно. Есть любопытная параллель в античной культуре (и далеко не единственная по части культовых повозок): в северогреческом городе Кранноне (Фессалия) существовал обряд вызывания дождя, согласно которому вокруг города возили металлическую повозку с большим сосудом, наполненным водой. Это важное свидетельство может помочь в идентификации аналогичных европейских культовых повозок.

На обоих рисунках повозку везут водоплавающие птицы (возможно, лебеди) – тотем, связанный в том числе со стихией Воды.

В Русском Обычае со стихией Воды и тотемом лебедя, вероятно, связана Богиня Лада. [10] В заговорах нередко можно встретить не персонифицированный образ Воды, к которой идёт обращение. Воду нередко называли сестрой Матери-Земли и Царицей, а не будь христианства, обязательно назвали бы прямо – Богиней. Тем не менее, важно отметить, что зачастую Богиню Земли (Макошь, известная в православии как св. Параскева Пятница) называли «Водяной и Земляной Матушкой», то есть воды были в её власти [11].

повозки с дышлом

На рис. 4 представлены многочисленные повозки с дышлом, влекомые рогатыми птицами/существами. Нет рогов лишь на повозке «ж», которая имеет заметно более простую структуру и намного меньшее количество фигурок вообще.

В отличие от многих других повозок, на рис. 4 утка едет на ней, а не только везёт. То есть, важное отличие в том, что в данном случае утка – это тотем, обозначение Бога. Причём тотем связан с другими тотемами – некими рогатыми существами, впряжёнными в повозку.

В Русском Обычае рогатым Богом является Волос, основной тотем которого – бык или тур (хотя и не только он). Утки на повозке могут указывать на Бога Рода (утка – символ Рода, является ключевым участником мифов о сотворении мира [12]), основным проявлением которого является Волос. Бык – древний символ плодородия, что связано напрямую как с Родом (плодородие), так и с Волосом (тотем быка). Древнерусские книжники прямо говорят о Роде, как небесном Боге: «То ти не род седя на воздусе мечет на землю груды и в том ражаются дети… Всем бо есть творец бог, а не род» [13]. Волос так же связан со стихией Воздуха: тучи в народном сознании прямо отождествляются с быками/коровами [14]. Таким образом, повозка с водоплавающими птицами/быками вероятнее всего связана именно со стихией Воздуха.

Чаша стихии Воды

На рис. 5 мы наблюдаем культовую процессию, центральным элементом которой является Чаша, которую логично соотносить со стихией Воды и даже конкретнее – с небесными водами. Тем не менее, присутствует заметное отличие от повозок, которые мы соотнесли со стихией Воды выше: образ Богини персонифицирован, присутствует свита, а также два оленя. Олени и всадники прекрасно известны нам по русской вышивке, как спутники Богини Макоши.

Богиня Воды зачастую является и Богиней Земли

Этот аспект достаточно подробно разобран Б.А. Рыбаковым.

Как мы уже писали выше, Богиня Воды зачастую является и Богиней Земли, что мы также знаем по образу Макоши. Таким образом, повозку с рис. 5 можно трактовать как относящуюся не только к стихии Воды (чаша), но и к стихии Земли (Богиня).

Другой пример для стихии Земли - культ германской Богини Нерты (видимо, она же Эрда или Герда), святилище которой находилось предположительно на о. Рюгене (Буяне). Связанные с ней артефакты неизвестны, но существует описание её изображения, о котором повествует римский историк Публий Корнелий Тацит (I в.): «Лангобардам, напротив, стяжала славу их малочисленность, ибо, окруженные множеством очень сильных племен, они оберегают себя не изъявлением им покорности, а в битвах и идя навстречу опасностям. Обитающие за ними ревдигны, и авионы, и англии, и варины, и эвдосы, и свардоны, и нуитоны защищены реками и лесами. Сами по себе ничем не примечательные, они все вместе поклоняются матери-земле Нерте, считая, что она вмешивается в дела человеческие и навещает их племена. Есть на острове среди Океана священная роща и в ней предназначенная для этой богини и скрытая под покровом из тканей повозка; касаться ее разрешено только жрецу. Ощутив, что богиня прибыла и находится у себя в святилище, он с величайшей почтительностью сопровождает ее, влекомую впряженными в повозку коровами. Тогда наступают дни всеобщего ликования, празднично убираются местности, которые она удостоила своим прибытием и пребыванием. В эти дни они не затевают походов, не берут в руки оружия; все изделия из железа у них на запоре; тогда им ведомы только мир и покой, только тогда они им по душе, и так продолжается, пока тот же жрец не возвратит в капище насытившуюся общением с родом людским богиню. После этого и повозка, и покров, и, если угодно поверить, само божество очищаются омовением в уединенном и укрытом ото всех озере. Выполняют это рабы, которых тотчас поглощает то же самое озеро. Отсюда - исполненный тайны ужас и благоговейный трепет пред тем, что неведомо и что могут увидеть лишь те, кто обречен смерти» [15].

Как видно из цитаты, что именно возили на повозке – неизвестно, и персонификации как таковой у Нерты нет. Даже можно сказать больше: персонификация приравнивалась к десакрализации, нарушению таинства, и каралась смертью. Корова – её тотем, знаменитый символ материнства.

В Русском Обычае существует культ Богини Матери - Сырой Земли, которая почиталась повсеместно как земля, находящаяся под ногами, как Родина. Известен русский обычай брать на чужбину с собой горсть родной земли. Также в сказках Земля даёт некоторым богатырям силу, например, Микуле Селяниновичу [16]. Но она так же не персонифицирована, ибо люди Её видят каждый день, ведь достаточно взглянуть себе под ноги.

Ко времени христианизации, культы Богов и Кумиров практически слились. Об этом мы более подробно расскажем далее.

БуянЗаметкиКумир › Кумиры и Боги