Древняя Русь
Буян

На море океане на острове Буяне ...

...

Русская религия
Родство

...

Русская магия
Таинство

...

Русские праздники
Календарь

...

Русские имена
Именослов

...

Языческий форум БУЯН
Общение

...

Заметки

2006 - 2009


Заметки


Кумир
Кумиры и Боги
Кумиры и общество
Кумиры в Христианстве
Кумиры как свита Богов
От человека к Кумиру
[ Источники ]

Кумиры как свита Богов

Каждый из Богов имел свою собственную свиту из Кумиров. Например, для Ярилы таковыми являются герои. И доказательство наличия такой свиты – это специфический вид заборов вокруг вендских храмов, некоторые из которых сейчас реконструированы в Германии и Польше. Доски из храмовой ограды оформлены в виде человеческих фигур [32].

материалы раскопок
реконструкция храма
ограда в виде Кумиров

На рис. 8, 9 и 10 изображены материалы раскопок и реконструкция храма с оградой в виде Кумиров.

Аналогичные находки обнаружены во многих местах Германии и Польши, например:

  • Фечау (Шпревальд), Бранденбург. Относится к племени геволян (стодорян), вендского племенного союза лужичан.
  • Ольденбург, Вагрия - Шлёзвиг-Гольштейн. Относится к племени вагров, входящего в племенной союз ободритов, но во многом самостоятельного в нравах и религии.
  • Волин, Западно-Поморское воеводство, Польша. Относится к племени волинян, входящего в племенной союз поморян и тесно связанному с йомс-викингами.

Особенно интересна находка в Ральсвике, Рюген, Мекленбург-Передняя Померания. Относится к мощному племени ругов/русов, известных как руяне. На этой находке видно человеческое лицо, что не оставляет вариантов для трактовки ограды как-то иначе:

находка в Ральсвике на Рюгене

Также аналогичные по виду находки встречаются среди собственно германских древностей, что говорит как минимум о древних вендо-германских связях и их близком родстве (см. рис. 12).

находки среди германских древностей

Аналогичная находка есть и среди кельтских древностей (рис. 13) [33]:

находка среди кельтских древностей

Интересно, что в кельтской и германской культуре, фигуры схожие по форме и, очевидно, назначению, имели самостоятельную ценность и не являлись элементом ограды. Ограда из таких кумиров – нововведение более поздних времён и относится именно к вендам, хотя преемственность очевидна.

Отметим так же, что «головы» у ограды имеют два вида: круг и ромб. Ромб однозначно символ земли (и женского начала), а вот круг может быть как символом Солнца (и мужского начала), так и просто схематичным изображением головы. Любопытная параллель может быть проведена и с нимбами святых, которые встречаются как часть солнечного культа задолго до появления христианства от Египта до Скандинавии. Подробный разбор этой символики – дело отдельной статьи.

Тем не менее, едва ли каждой из досок соответствовал какой-либо реальный Кумир, потому что не может храм иметь, скажем, половину забора, если Кумиров ещё недостаточно. Значит, возможно, были и «вакантные места», вероятно, как раз занятые досками с символикой Земли. На суть это не влияет: возвышенно и благородно выглядит тот, кто даёт клятву Богу Войны пред его алтарём в храме, в окружении изображений великих героев прошлого. Торжественность в сочетании с глубочайшей духовностью и смысловым наполнением очень свойственна язычеству.

Так же можно привести в пример свидетельство арабского путешественника Ахмада ибн Фадлана (Х в.):

«И как только их [русов] корабли прибывают к этой пристани, тотчас выходит каждый из них, [неся] с собою хлеб, мясо, лук, молоко и набиз, чтобы подойти к длинному воткнутому [в землю] бревну, у которого [имеется] лицо, похожее на лицо человека, а вокруг него маленькие изображения, а позади этих изображений длинные бревна, воткнутые в землю. Итак, он подходит к большому изображению и поклоняется ему, потом говорит ему: «О мой господь, я приехал из отдаленной страны, и со мною девушек столько-то и столько-то голов и соболей столько-то и столько-то шкур»,—пока не назовет всего, что прибыло с ним из его товаров — «и я пришел к тебе с этим даром», — потом [он] оставляет то, что имел с собой, перед [этим] бревном, — «итак, я желаю, чтобы ты пожаловал мне купца, имеющего многочисленные динары и дирхемы, чтобы он покупал у меня в соответствии с тем, что я пожелаю, и не прекословил бы мне ни в чем, что я говорю». Потом он уходит.

Итак, если продажа для него будет трудна и пребывание его затянется, то он снова придёт со вторым и третьим подарком, и если [для него] будет затруднительно добиться того, чего он хочет, он понесёт к каждому из маленьких изображений подарок, попросит их о ходатайстве и скажет: «Эти — жёны нашего господа, дочери его и сыновья его». Итак, он не перестаёт обращаться с просьбой то к одному изображению, то к другому, просить их, искать у них заступничества и униженно кланяться перед ними. Иногда же продажа пойдёт для него легко и он продаст. Тогда он говорит: «Господь мой удовлетворил мою потребность, и мне следует вознаградить его». И вот он берёт некоторое число овец или рогатого скота, убивает их, раздаёт часть мяса, а оставшееся несёт и оставляет между тем большим бревном и стоящими вокруг него маленькими и вешает головы рогатого скота или овец на это воткнутое [cзади] в землю дерево» [34].

Благодаря запискам Фадлана не остаётся никаких сомнений: речь о духах или божествах (но не Богах), связанных с конкретным Богом узами родства.

Подобно родословной людей, существовала и «родословная» Богов (обе родословные, разумеется, связаны). Ещё один лучик света на этот вопрос пролил хронист Гельмольд: «Среди многообразных божеств, которым они посвящают поля, леса, горести и радости, они признают и единого бога, господствующего над другими в небесах, признают, что он, всемогущий, заботится лишь о делах небесных, они [другие боги], повинуясь ему, выполняют возложенные на них обязанности, и что они от крови его происходят и каждый из них тем важнее, чем ближе он стоит к этому богу богов».

Разумно предположить, что речь идёт о Верховном Боге – Боге Солнца, дающем энергию для жизни буквально всего живого на нашей планете [35]. Либо же речь о его «отце» - Волосе, которого так же можно без труда связать с небесной сферой.

Кроме того, появление человеческого лица у природной Силы (Бога) связано с тем, что эта Сила имеет своё выражение не только в природе, но и в человеке. Например, мягкосердечие и лаженье можно отнести к Ладе, ярость молодых – к Яриле, сварливость пожилых – к Сварогу, заботу и лелеяние – к Леле. Этот натурфилософский взгляд без каких-либо проблем мог быть воплощён в сколь угодно древнее время.


 

Древняя Русь

...

Родство

...

Таинство

...

Календарь

...

Именослов

...

Заметки

...

Общение

...

Святки Руси

БУЯН 2009