Древняя Русь
Буян

На море океане на острове Буяне ...

...

Русская религия
Родство

...

Русская магия
Таинство

...

Русские праздники
Календарь

...

Русские имена
Именослов

...

Языческий форум БУЯН
Общение

...

Заметки

2006 - 2009


Заметки


Кумир
Кумиры и Боги
Кумиры и общество
Кумиры в Христианстве
Кумиры как свита Богов
От человека к Кумиру
[ Источники ]

Кумиры и общество

Появление Кумиров - очень важный момент для развития язычества в древнем обществе. Это переход от древнейшего шаманизма (в нашем случае - кудесничества) к появлению религии, культов и жречеству. Рассмотрим это на примере.

Род охотников имеет своего почитаемого Первопредка – Кумира, который, разумеется, охотник и как дока в охоте помогает своим потомкам в этом непростом деле. При объединении родов в племя, появляются новые виды хозяйствования, например, скотоводство. И тут Кумир-охотник помочь не сможет, но сможет помочь Кумир-скотовод. Таким образом, всё племя, лишь часть которого являются прямыми потомками человека ставшего Кумиром-скотоводом, почитают его культ и он помогает всем, т.к. все представители племени состоят с ним в родстве, пусть и не по прямой линии. Единство кланов и племён основывается на вере в общее происхождение, объединённых в них родов, а значит на Родстве с большой буквы, и потому Кумиры всех родов, входящих в состав клана или племени почитаются. Но почитаются Кумиры ровно настолько, насколько они важны для общественной жизни племени, отсюда терпимое отношение язычников ко всем культам. Ведь если культы существуют, значит это кому-нибудь нужно. Тем не менее, в конкретных территориальных областях со временем стал доминировать только один Кумир – мифический прародитель жителей этой области [17]. Если была необходимость в объединении родов или племён, все родовые и племенные Кумиры собирались вместе на кумирнице.

Сейчас мы привыкли к упрощённому греческому понятию «пантеон» (дословно «собрание Богов»), которое используется учёными историками. Тем не менее, в сугубо русских выражениях собрание Богов и собрание Кумиров выражается разными терминами. Единое наименование «языческого храма» (любого не христианского) – «божница», его применяют, когда не хотят или не могут узнать конкретнее. Слово «капь» означает дословно «лик» Бога, божества или даже почитаемого духа. Слово «капище» означает вовсе не место, как ныне принято считать, а само изваяние, идола. [18] Место же, где стоит одно или несколько капищ, называется «капищница». Жреца при капищнице логично назвать капищником. Место же, где стоят один или несколько Кумиров, называется в старославянском языке «кумирница» (в церковнославянском «кумирня») [19], а жрец при таком храме или святилище – кумирник. Таким образом, Кумиры устанавливались на кумирницах, а капища Богов – на капищницах. Соответственно, некоторые из известных русских и вендских «пантеонов» являются капищницами, а некоторые, возможно, кумирницами.

Совершенно особенным божеством является Ругевит (Руевит). Само изображение Его говорит о том, что это некий собирательный образ семи родов или скорее семи королей Руси, возможно, более древних Кумиров [20]. Но наличие «своей собственной» руки с вложенным в неё оружием, единая шапка (или корона), венчающая семь человеческих фигур (так же вооружённых), а также единое Звание – это наглядный пример того, что Великий Русский Дух, представленный этим изображением, един и неделим и его нельзя просто свести к эгрегору. Даже христианский хронист назвал его «достойным божеством». Ругевит – важный пример того, что Кумиры не обязательно развиваются в сторону Богов индивидуально, теряя свои имена и становясь воплощением того или иного Бога. Кумиры могут объединяться, сращиваться и представлять собой неких национальных «сверхкумиров». Кроме Ругевита, примеры аналогичных божеств привести нельзя: все остальные многоголовые культы вендов и русов совершенно иного плана и едва ли напрямую связаны с Кумирами.

Примеры других Кумиров Руси привести не представляется возможным, ввиду того, что пока их культы были неразвиты, заметить их хронистам и летописцам было сложно и их вполне могли отнести к Дедам (хронисты называли Дедов на римский манер – «пенатами»). А при развитии культа, они уже становились проявлением какого-либо из Богов, в соответствии с характером деяний Кумира, и теряли свои имена. Но их следы можно найти практически в каждом русском или вендском культе, потому что все наши Боги имеют человеческое лицо.

В какой-то степени Кумирами можно назвать былинных богатырей: несмотря на то, что у них не было культа как такового, их героический образ очень сильно развит в народной традиции. Они имеют имя, известно их происхождение [21], но некоторые черты уже связывают их с Богами [22], хотя человеческого в них всё-таки больше.

На уровне племенных союзов, ставших уже в христианское время народами, Кумиры и их культы достигли такой мощи, что их стало сложно отличить от Богов. Родство с Кумирами происходило уже чуть ли не на уровне белой расы, так как требы им клали не только представители племенного союза, ведущие родство от этого Кумира, но и их соседи. Кто-то из соседей клал требы из уважения, кто-то из политических соображений, а кто-то из личных предпочтений, т.к. не стоит забывать, что от религии должна быть польза. Во времена непосредственно перед христианизацией, функции Кумиров столь расширились и стали столь обобщёнными, что уже нельзя было сказать наверняка, является ли конкретный культ в основе своей Кумиром или же Богом. От того духа Предка, ставшего когда-то Кумиром, к временам христианизации часто уже практически ничего не оставалось во многих культах и люди видели в этом культе уже не Кумира, а проявление Бога.

Существует пример относительно недавнего сращения культов Кумира и Бога. Это Бог Радегаст (Радегост), храм которого находился в Ретре и ещё нескольких местах. Вероятным прообразом для культа этого Бога был глава части «готов» (собирательное название, под которым в данном случае выступали венды в союзе с другими германскими племенами) вождь Радегаст (известный римлянам как Радагайс), который в 405 году потряс Рим мощным набегом, но, в конце концов, попал в плен и погиб из-за предательства [23]. Тем не менее, римляне запомнили его таким: «Радагайс, самый страшный из всех древних и теперешних врагов, внезапно напал и наводнил всю Италию… Он, как это в обычае у такого рода варварских племен, обещал всю кровь римского народа выпить в честь своих богов». Ныне же Радегаст – проявление Бога Солнца, о чём говорит гадание по поступи коня, которое проводилось в его храме, пурпурная подложка и золотое исполнение его статуи, а так же сама функция Бога Войны и некоторые другие атрибуты. Радегост - покровитель военачальников, «Дух Военных Советов», о чём прямо говорит этимология его Звания, а так же защитник мирных тружеников. Его же звание «Сварожич», говорит о его божественном происхождении и о связи с огнём, аналогично Яриле [24].

Очень яркий пример из скандинавского язычества - вождь Один (имя при жизни могло быть иным), который привёл часть племени асов (одно из сарматских племён) в Швецию, примерно в начале н.э., а после смерти был обожествлён вместе со своими родственниками [25]. Один давно перестал быть Кумиром и ныне известен как проявление Водана (к слову, аналогичного русскому Волосу). Ныне нередко можно даже прочесть, что Водан – частное проявление Одина, и ища информацию о германском Водане, находишь лишь скандинавские саги. Удивительно, как историческая наука криво повернула этот культ.

Можно привести ещё примеры, но о многих Кумирах, ставших к летописным временам проявлениями Богов, известно немного, ибо людьми они были так давно, что их имена растворились в тысячелетиях. Например, то, что известно о человеческом прообразе Ярилы (подросток, который вместе со своим отцом убил чудовище, но впоследствии сам погиб от несчастного случая), вероятно, относится к временам окончания последнего оледенения.

Ввиду вышеприведённой информации, отчасти обоснованной выглядит критика со стороны христиан, дескать, «языческие Боги – это люди, а истинного Бога язычники не ведают». Сама идея о том, что Боги были когда-то людьми не нова и ещё Цицерон приписывал её философу Эвгемеру. [26] Но у античного мира такая проблема действительно есть, а вот у нашего народа её нет и в помине. Понятие о Кумирах и их отличие от Богов ставит всё на свои места и мы, конечно, в эвгемеризм ударяться не будем. У нас сейчас теологическая проблема ровно противоположная: всех духов, у которых отмечен хоть какой-то культ, называют Богами, игнорируя как благих божеств - Кумиров, так и скверных божеств - чудовищ. Будем надеяться, что эта статья данный вопрос снимет и породит более глубокие и интересные вопросы, ведь столько ещё не познано.


 

Древняя Русь

...

Родство

...

Таинство

...

Календарь

...

Именослов

...

Заметки

...

Общение

...

Святки Руси

БУЯН 2009