Древняя Русь
Буян

На море океане на острове Буяне ...

...

Русская религия
Родство

...

Русская магия
Таинство

...

Русские праздники
Календарь

...

Русские имена
Именослов

...

Языческий форум БУЯН
Общение

...

Заметки

2006 - 2009


Заметки


Кумир
Кумиры и Боги
Кумиры и общество
Кумиры в Христианстве
Кумиры как свита Богов
От человека к Кумиру
[ Источники ]

Кумиры и Боги

Кумир – это божество, но никак не Бог. Кумир отличается от Бога тем, что является для людей примером для подражания сугубо в какой-то конкретной области деятельности. Поэтому Кумир изображается с атрибутами своей деятельности: воин – с оружием, кузнец – с молотом и т.д. Кумир очень расположен к людям, в то время как Бог к людям нейтрален и является проявлением какой-либо Силы или Стихии.

Также каждый Кумир имеет соответствующий ему культ, в котором присутствует в том числе и морально-этический кодекс поведения. Декларировался ли кодекс или только подразумевался, зависит от жреца и тут сложно сказать наверняка. Разумеется, древние кодексы были неписаными законами, но подвергать сомнению их существование невозможно, поскольку это подтверждается современной практикой общения людей и их примеров для подражания. Ориентация на Кумира не может не иметь конкретных проявлений, но в какой степени они были структурированы и выражены, точно неизвестно. Пожалуй, возрождение культовых кодексов не только Кумиров, но и Богов - задача русского язычества наших дней.

Приведём наглядный пример, как древнерусский князь Святослав Храбрый становится Кумиром буквально на наших глазах. Князь Святослав был прославлен ещё при жизни как великий воин. В памяти потомков (пусть не прямых, но духовных – согласно кумовству) Святослав стал символом борьбы с хитрым и подлым врагом, со Злом, которое ему удалось одолеть буквально в чистом поле – честь по чести. [6] Огромное количество рисунков и песен посвящены этому герою, его жизнь и его кодекс стали примером для многих: не бояться смерти, не отделять себя от своей дружины, переносить все тяготы вместе со своими людьми, вести сдержанный образ жизни, осознанно придерживаться язычества и т.д. По всей Руси возводят ему памятники, которые являются прямым наследием древних кумиров. Иногда изготавливают даже домашние кумиры Святослава. Есть и примеры требоположений у домашних кумиров или публичных памятников его прославленному духу. До всей этой популярности дух Князя мог себя проявлять не более чем дух любого умершего человека: являться во снах, немного помогать в жизни своим родственникам (если таковые есть) и т.п. Получив от веры людей, треб, песен и обращений дополнительную силу, его дух становится божеством – Кумиром. Кумир может проявлять себя в нашем мире намного сильнее, например, влиять на дух человека (а не просто сопутствовать ему), наполняя его отвагой, или способствовать удаче в бою. Дух-Хранитель человека скорее поможет избежать схватки, а вот победить в ней может помочь сведущий в воинском искусстве Кумир. Практика показывает, что Кумир становится ещё сильнее в особые даты, связанные с тем из Богов, чья сила доминировала в нём. Например, в день Ярилы Холодного был найден меч Святослава [7], а именно меч является основным атрибутом военачальника. Если Святослав Храбрый станет для людей полноценным Кумиром с соответствующим культом и отношением к нему, он станет ещё одним Богом Войны, проявлением Ярилы, и его влияние на наш народ будет не столь частым, но значительно более мощным. Благое божество, имеющее реальную силу, не будет размениваться по мелочам, дабы «напомнить о себе», скорее наоборот – появится тогда, когда будет в нём нужда. Как он проявит себя в дальнейшем? Вариантов много. Мы все об этом узнаем, когда случится такая война, которая заинтересует наших Кумиров.

В глубокой древности люди очень чётко отличали Богов от Кумиров: Боги не имели даже человеческого лица. Боги были только олицетворением Силы (Стихии), но проявляли себя во всём: в природе, в животных и в человеке, тем самым оставив возможность для субъективного понимания Силы, что впоследствии и произошло. Но изначально Сила не имела человеческого лица. И вот несколько тому доказательств. Из европейских древностей Бронзового Века [8] по всем четырём стихиям: Солнце (огонь), Вода, Воздух и Земля. В то время персонифицированные образы Богов были большой редкостью, они только-только зарождались: к таковым можно отнести, пожалуй, только Бога Солнца и Богиню Земли (изображение которой датируется уже ранним Железным Веком).

повозка везущая Солнце

На рис. 1 изображена повозка, везущая Солнце, которое имеет «дневную» и «ночную» сторону. Повозку везёт солнечный тотем – конь.

В Русском Обычае с солнечным культом и тотемом коня связаны сразу несколько Богов: Ярило/Яровит, Святовит, Радегаст и Хорс. В русских сказках есть понятие и о Солнце без персонификации (указан только мужской пол) [9].

повозка с сосудом стихии Воды
сосуд стихии Воды

На рис. 2 и 3 представлены сосуды, которые логично связать со стихией Воды, ибо данные сосуды для этого и предназначены. Следов их применения в качестве курительниц или для хранения праха не обнаружено. И если для сосуда с рис. 2 ещё возможно предположить другое значение (присутствует некоторое сходство с погребальной урной), то для сосуда с рис. 3 всё более чем очевидно. Есть любопытная параллель в античной культуре (и далеко не единственная по части культовых повозок): в северогреческом городе Кранноне (Фессалия) существовал обряд вызывания дождя, согласно которому вокруг города возили металлическую повозку с большим сосудом, наполненным водой. Это важное свидетельство может помочь в идентификации аналогичных европейских культовых повозок.

На обоих рисунках повозку везут водоплавающие птицы (возможно, лебеди) – тотем, связанный в том числе со стихией Воды.

В Русском Обычае со стихией Воды и тотемом лебедя, вероятно, связана Богиня Лада. [10] В заговорах нередко можно встретить не персонифицированный образ Воды, к которой идёт обращение. Воду нередко называли сестрой Матери-Земли и Царицей, а не будь христианства, обязательно назвали бы прямо – Богиней. Тем не менее, важно отметить, что зачастую Богиню Земли (Макошь, известная в православии как св. Параскева Пятница) называли «Водяной и Земляной Матушкой», то есть воды были в её власти [11].

повозки с дышлом

На рис. 4 представлены многочисленные повозки с дышлом, влекомые рогатыми птицами/существами. Нет рогов лишь на повозке «ж», которая имеет заметно более простую структуру и намного меньшее количество фигурок вообще.

В отличие от многих других повозок, на рис. 4 утка едет на ней, а не только везёт. То есть, важное отличие в том, что в данном случае утка – это тотем, обозначение Бога. Причём тотем связан с другими тотемами – некими рогатыми существами, впряжёнными в повозку.

В Русском Обычае рогатым Богом является Волос, основной тотем которого – бык или тур (хотя и не только он). Утки на повозке могут указывать на Бога Рода (утка – символ Рода, является ключевым участником мифов о сотворении мира [12]), основным проявлением которого является Волос. Бык – древний символ плодородия, что связано напрямую как с Родом (плодородие), так и с Волосом (тотем быка). Древнерусские книжники прямо говорят о Роде, как небесном Боге: «То ти не род седя на воздусе мечет на землю груды и в том ражаются дети… Всем бо есть творец бог, а не род» [13]. Волос так же связан со стихией Воздуха: тучи в народном сознании прямо отождествляются с быками/коровами [14]. Таким образом, повозка с водоплавающими птицами/быками вероятнее всего связана именно со стихией Воздуха.

Чаша стихии Воды

На рис. 5 мы наблюдаем культовую процессию, центральным элементом которой является Чаша, которую логично соотносить со стихией Воды и даже конкретнее – с небесными водами. Тем не менее, присутствует заметное отличие от повозок, которые мы соотнесли со стихией Воды выше: образ Богини персонифицирован, присутствует свита, а также два оленя. Олени и всадники прекрасно известны нам по русской вышивке, как спутники Богини Макоши.

Богиня Воды зачастую является и Богиней Земли

Этот аспект достаточно подробно разобран Б.А. Рыбаковым.

Как мы уже писали выше, Богиня Воды зачастую является и Богиней Земли, что мы также знаем по образу Макоши. Таким образом, повозку с рис. 5 можно трактовать как относящуюся не только к стихии Воды (чаша), но и к стихии Земли (Богиня).

Другой пример для стихии Земли - культ германской Богини Нерты (видимо, она же Эрда или Герда), святилище которой находилось предположительно на о. Рюгене (Буяне). Связанные с ней артефакты неизвестны, но существует описание её изображения, о котором повествует римский историк Публий Корнелий Тацит (I в.): «Лангобардам, напротив, стяжала славу их малочисленность, ибо, окруженные множеством очень сильных племен, они оберегают себя не изъявлением им покорности, а в битвах и идя навстречу опасностям. Обитающие за ними ревдигны, и авионы, и англии, и варины, и эвдосы, и свардоны, и нуитоны защищены реками и лесами. Сами по себе ничем не примечательные, они все вместе поклоняются матери-земле Нерте, считая, что она вмешивается в дела человеческие и навещает их племена. Есть на острове среди Океана священная роща и в ней предназначенная для этой богини и скрытая под покровом из тканей повозка; касаться ее разрешено только жрецу. Ощутив, что богиня прибыла и находится у себя в святилище, он с величайшей почтительностью сопровождает ее, влекомую впряженными в повозку коровами. Тогда наступают дни всеобщего ликования, празднично убираются местности, которые она удостоила своим прибытием и пребыванием. В эти дни они не затевают походов, не берут в руки оружия; все изделия из железа у них на запоре; тогда им ведомы только мир и покой, только тогда они им по душе, и так продолжается, пока тот же жрец не возвратит в капище насытившуюся общением с родом людским богиню. После этого и повозка, и покров, и, если угодно поверить, само божество очищаются омовением в уединенном и укрытом ото всех озере. Выполняют это рабы, которых тотчас поглощает то же самое озеро. Отсюда - исполненный тайны ужас и благоговейный трепет пред тем, что неведомо и что могут увидеть лишь те, кто обречен смерти» [15].

Как видно из цитаты, что именно возили на повозке – неизвестно, и персонификации как таковой у Нерты нет. Даже можно сказать больше: персонификация приравнивалась к десакрализации, нарушению таинства, и каралась смертью. Корова – её тотем, знаменитый символ материнства.

В Русском Обычае существует культ Богини Матери - Сырой Земли, которая почиталась повсеместно как земля, находящаяся под ногами, как Родина. Известен русский обычай брать на чужбину с собой горсть родной земли. Также в сказках Земля даёт некоторым богатырям силу, например, Микуле Селяниновичу [16]. Но она так же не персонифицирована, ибо люди Её видят каждый день, ведь достаточно взглянуть себе под ноги.

Ко времени христианизации, культы Богов и Кумиров практически слились. Об этом мы более подробно расскажем далее.


 

Древняя Русь

...

Родство

...

Таинство

...

Календарь

...

Именослов

...

Заметки

...

Общение

...

Святки Руси

БУЯН 2009