Древняя Русь
Буян

На море океане на острове Буяне ...

...

Русская религия
Родство

...

Русская магия
Таинство

...

Русские праздники
Календарь

...

Русские имена
Именослов

...

Языческий форум БУЯН
Общение

...

Заметки

2006 - 2009


Заметки


Кумир
Кумиры и Боги
Кумиры и общество
Кумиры в Христианстве
Кумиры как свита Богов
От человека к Кумиру
[ Источники ]

Кумир. Понятие Кумира в русском язычестве.

Кумир. Понятие Кумира в русском язычестве

В данной статье мы подробно рассмотрим понятие «кумир», раскроем корректный для русского язычества смысл этого понятия, а так же поясним различия между Кумиром и Богом.

Кумир. Значение.

Кумир – это изображение духа почитаемого Предка, а так же его культ и именование. Иначе говоря, Кумир – это обожествлённый Предок. Ими становились далеко не все умершие предки (именуемые Деды), а только самые знатные, великие и добившиеся выдающихся успехов при жизни, которые повлияли на всё общество. Таковым обычно становился вождь (светский и духовный лидер племени) или же старейшина (самый старший и опытный в роду). Женщины – Кумиры так же встречаются.

Дух Предка, которому кладутся требы и совершаются подношения, которого помнят и воспевают, становится сильнее. И чем сильнее становится дух, тем больше он влияет на Явь («Этот Свет») и, следовательно, тем он полезнее для человека. Эта закономерность едина для всех духов, как благих (таких как Кумир), так и скверных.

В древнерусской литературе и современных переводах иностранных книг слово «кумир» является сугубо синонимом слова «идол» и оттенков смысла зачастую не несёт. Слово «идол» применительно к Кумиру совершенно некорректно, поскольку оно происходит из греческого языка и означает «изображение», а его корень – «вид, наружность». Кумир можно по форме и сути сравнить с памятником, причём не только культурным, но и могильным. Но, по сути, Кумир – дух, а не просто оболочка, хотя и она у Кумира специфическая. Корректным синонимом греческого слова «идол» в изначальном смысле (просто некое изображение или статуя) является слово «образ»: именно образами на Руси называли православные иконы, хотя христиане их вполне могли назвать и по-гречески идолами. Синонимом слова «идол» в более популярном значении (объект поклонения) в русском языке является слово «истукан», которое означает «вырезанный, высеченный» и происходит от глагола «истукати» - «изваять» или дословно «выбить, выстукать» (ударом молотка по резцу). [1] Второй смысл слова - «малоподвижный, бесчувственный человек» является поздним и развился под влиянием христианства. Истуканы (Изваяния) бывают самых разных видов, начиная от мемориала Неизвестному Солдату и заканчивая кумирами божеств, капищами Богов и капями духов (например, изображение на пне, немыслимое для Богов и божеств). Таким образом, вместо греческого слова «идол» можно применить целых три русских слова, в зависимости от отношения автора слов к объекту описания. Истукан - с небольшим негативным подтекстом (особенно для христиан), изваяние - нейтральное слово, образ – показатель уважительного отношения.

Само слово «кумир» следует трактовать как «духовный родственник», по аналогии со словом «кум». Напомним, что в народной двоеверческой традиции кумом и кумой друг другу считаются крёстные отец и мать, а так же крепкие друзья и подруги. Обряд Кумления – преимущественно женский вариант братания, т.е. создание духовных родственных уз по воле людей. [2] Иначе как «духовный родственник» или «родственная душа» понятие «кум» трактовать просто невозможно, несмотря на сомнения специалистов, коим свойственна неоправданная осторожность в этом вопросе.

Важным доказательством связи слов «кум» и «кумир» именно с духами предков является значение понятия «ком»: «о» и «у» в данных словах легко заменяемы, например: «комаха» - «кумаха» (именование лихорадки). В белорусском диалекте используется форма «кам», например: камель (комель), кам (ком). Саму по себе замену «кум» на «ком» можно объяснить сакрализацией этого слова, согласно заговорной традиции.

По Далю слово «ком» означает верхушку (крону) дерева. В праздничные и поминальные дни именно на ветви деревьев (а так же на крыши домов и окошки) принято вешать угощения для птиц, в коих традиционно виделись души предков.[3] Одним из таких обрядовых периодов является Масленичная седмица на которую, согласно русской поговорке, «первый блин - комом» (или вернее комАм, - прим. Д.Р.). Сделать блин буквально «комком» невозможно, соответственно, смысл этой фразы лежит в другой плоскости. Также говорят: «первый блин – комам, второй – знакомым, третий – родне, четвёртый - мне». И тут очевидно по контексту, что, раздавая блины, кому-то отдают и первый. Подлинный смысл понятен по другой народной поговорке: «первый блин – за упокой». Таким образом, есть прямая связь между комами и душами умерших.

Любопытно, что - согласно тому же Далю - словом «ком» так же называют комель (нижнюю часть ствола) дерева. Фасмер [4] указывает на родство слова «ком» со словацким и чешским корнем «kmen» , что означает «племя, ствол». То есть и тут присутствует связь как с предками, так и с именованием комля. Видимо, речь о родовом древе.

Всё вышесказанное является убедительным доказательством того, что понятия «кумир», «кум» и «ком» - взаимосвязаны и относятся к духам предков. Комы – это духи племени, духи умерших родственников, прилетающие с Того Света (Иного Мира) в образе птиц. Именно им приносится в требу первый блин, печёные «жаворонки», а также другие обрядовые блюда. Деды (Старшие и Младшие) – духи непосредственных предков человека и, очевидно, только мужского пола. То есть, существует развитая градация духов умерших в соответствии со степенью родства по отношению к человеку. Это вполне логично, учитывая тот факт, что такая градация существует и для живых родственников, согласно которой есть множество степеней родства и у каждой своё название.

Отметим, что обожествление знатных людей при жизни в русском язычестве полностью исключено. Античное язычество (особенно в поздний период), знавшее обожествление людей при их жизни, не может быть воспринято как пример в силу того, что оно – не русское, да и язычество вообще не бывает интернациональным. Само значение слова «язычество» уже об этом говорит: русское слово «язычество» происходит от церк. слав. «язык» - «народ» или стар. слав. «узы родства» [5].

Мировая история знает множество примеров того, что подлинное величие к талантливому человеку чаще приходит уже после его смерти. Герой же и вовсе едва ли может быть живым, ибо подлинный героизм неотделим от самопожертвования, а значит и смерти за свою правду и свои идеалы. Именно эти идеалы и пестуются в культе Кумира. Говорят, что сами Боги забирают героя к себе, ибо он достиг своего предела, превзошёл в себе человеческое и далее может совершить не столь примерный поступок, ибо всё-таки он человек. Потому век героев и гениев короток.

Вот представьте себе, что великий князь Святослав, которого чтут ныне как Кумира и чуть ли не как Бога Войны, не погиб бы в печенежской засаде, а выжил, но, не выдержав позора поражения и гибели друзей, спился и на закате своего века представлял бы жалкое зрелище. Стал бы он Кумиром? Нет, не стал бы. Поэтому он, как и многие герои до и после него, обретают славу не просто посмертно, но чрез столетия. Князь Святослав является прекрасным примером Кумира, культ которого рождается буквально на наших глазах, ведь русской истории такой Кумир неизвестен. Русские вспомнили своего героя спустя больше чем тысячелетие, потому что он нам нужен сейчас, в наших условиях.

Иными словами, было бы ошибкой думать, что дух Великого Предка становится Кумиром исключительно исходя из людских молитв и жертв. Всю эту природную систему придумали не люди и люди не могут её полностью контролировать. Кто именно забирает к себе героев, тем самым производя некий таинственный обряд Посвящения в особую благородную форму посмертия – сложно сказать точно. Можно просто сказать, что это Боги. В действительности всё явно несколько сложнее, но ввиду таинства смерти и посмертия, сказать точнее едва ли возможно. Предположим, что восхождению Кумира помогают Деды, в знак почтения за свершённое для их потомков Деяние.

Значение слова «кумир» как «образец для подражания» общеизвестно и правильно, но современным «отформатированным» разумом сложно понять, что следуя примеру Кумира, человек вправе рассчитывать на его помощь. Это не просто вопрос самому себе вроде «как бы поступил мой дед на моём месте?» и нахождение самостоятельного ответа на него - это много большее. Следуя по пути Предков, который привёл их к величию и памяти на многие века, продолжая и улучшая свой род, человек созидает и чувствует свою причастность тому древнему Роду и великому Предку, чья кровь течёт в жилах его потомков. И именно благодаря этой крови и кумовству (в изначальном смысле духовному родству), древнее божество помогает своим потомкам в том, чем владеет в совершенстве.


 

Древняя Русь

...

Родство

...

Таинство

...

Календарь

...

Именослов

...

Заметки

...

Общение

...

Святки Руси

БУЯН 2009