На море-океане, на острове Буяне ...

Просинец

Январь

1 просинеца

Священный День - Авсень Великий
Новый Год

Зачастую, в ряде религиозных течений к празднованию Нового Года относятся не однозначно, либо по причине несоответствия воззрениям, либо, ссылаясь на то, что это современное изобретение (мнение которое и является тем самым современным изобретением). Общепринятое (1 января) время празднования Нового Года бытует в Европе - как минимум третье тысячелетие, и поэтому в Русской Народной Традиции отмечается названием скифского времени и носит звание Авсень Великий - одной их цветовой палитры синего (как и сам месяц просинец - январь), будучи характерной чертой Верховного (Небесного - поэтому и Синего) Бога. Поэтому празднование Нового Года 1 просинеца отнюдь не новшество, а Традиция нескольких тысячелетий.

2 просинеца

Сакральный День - 12 старцев

Вещий Праздник 12 старцев, также известен под названием Воловий Праздник (в быту скотоводов), имеет различные виды и формы (в зависимости от рода деятельности) проведения этого дня - которые схожи по целому ряду параметров. Первым общим для всех параметром является наличие 12 старцев или как вариант - колядовщиков (символизирующих весь год), либо иных, вплоть до символических вариантов представления 12 месяцев. Вторым характерным параметром дня 12 старцев являются действа направленные на избавление от болезней и наделение здоровьем - на весь год.

В современном быту, когда в одной семье можно встретить людей совершенно разных профессий (исключающих тем самым корректность названия этого Праздника - Воловьим) и воззрений, суть этого дня остаётся неизменной и заключается в наведении порядка - дома и (если есть такая возможность) на рабочем месте. Наведение порядка, отчасти связано и с новогодними гуляниями, но сакральной основой дня 12 старцев является именно само время - 2 просинеца, ибо как гласит народная традиция «чистота - залог здоровья», а в этот день - ещё и на весь год.

Вечер этого дня, также как и ворожная ночь (непосредственно на Новый Год) - является прекрасным временем для новогодних гаданий (Колядований), особенно для тех, у кого не получилось заняться ими в новогоднюю ночь.

6 просинеца

Сакральный День - Водокрес

Вещий Праздник Водокрес является сакральным событием - завершающим Красные Святки. Название Праздника Водокрес (Крес* Воды) - буквально означает Оживление Воды. В этот день можно наблюдать - как колышется вода в проруби и колодце (что, по всей видимости, связано с активностью Земного Поля). По христианскому представлению это явление связано с тем, что в ночь с 5 на 6 января в воде купается сам Иисус Христос (что, является гораздо большей загадкой для науки - учитывая тот факт, что второго пришествия ещё не было). В русском язычестве значение этого Праздника заключается в пробуждении богини Лады (Божественного Духа Воды, возбужденного столь же божественным - Земным Полем).

В обрядовой части Водокреса надлежит отметить особую значимость Чура (магической черты, на грани которой принято ставить Капища) - линии, которая чертится на снегу, либо льду (в случае купания) в полном молчании. Во время обряда, сакральным является переход за эту черту - которая служит выходом из Красных Святок и входом в Новое Время. Именно в этот день завершается празднование Нового Года, и можно проводить последние Колядования (новогодние гадания).

Желающие искупаться в этот день должны помнить, что купание в Крёсной Воде может служить Оберегом не только здоровью, но и болезням. Поэтому, не следует купаться тем - чьё здоровье оставляет желать лучшего, ибо Крёсная Вода способна «закалить» и сами болезни. Лучшее из применений Крёсной Воды - является применение таковой в качестве оберега во время обрядовых действ. А также Водокрес - это единственный день в году, когда можно стирать родильную рубаху (рубаху-оберег, подаренную на рождение ребёнка). Поэтому, этот день прекрасно подходит для стирки любого белья.

Благодаря Празднику Водокрес в настоящее время бытует обычай ставить свечи на торт именинника - аналогично тому, как устанавливается свеча, символизирующая рождение Нового Года - на Сочельник (обрядовую лепёшку на Водокрес и второе название этого Праздника).

Крес*
В ряде случаев интерпретации Русской Народной Традиции, полагается, что слово Крес (Крёс) связано с Огнём, что является типичным заблуждением в силу неверного толкования этого понятия со стороны «профессиональных историков» и прочих самозваных «волхвов». Чаще всего это заблуждение связано с переосмыслением понятия кресало - полагая, что этот синоним огнива передаёт и аналогичное значение самого слова, в то время как это слово связано с понятием явления (появления) искры. Другим примером явления искры или блеска может служить крёстное (или крестное) знамение по определению означает явление света от звезды (а не креста). В виде креста (отнюдь не всегда) может быть только сам блеск звезды. Также дело обстоит и с понятием Крёстный (в обиходе Крёсный, всегда через букву ё) - звание «Оживляющего» во время Крёса (языческого обряда, послужившего примером для христианского обряда крещения). Равно как и сам христианский крест - даже являясь распятием, служит символом именно Воскрешения. Слово Крес является и корнем понятия крестьянин - обозначая тем самым отнюдь не крещёного (которым вполне может быть и крестьянин), а именно живущего или просто живого человека. Есть такая народная поговорка, которая гласит: «Не бывать на кресу», что означает - не оправиться, не властвовать, не исполнить воли своей (т.е. не выжить, не жить).

Слово Крес (как и воскрешение с Христом) связано не только с Огнём (который воскресает при каждом новом явлении искры), но и с Водой (особенно на Водокрес), ибо даже христианское крещение производится посредством Воды. Поэтому в христианских воззрениях Воскрешение свойственно не только Христу (Воскресшему) но и Воде - на Водокрещи (которые естественно взяты из язычества, от русского Крёса Воды). Языческий же Обряд Крёс, осуществляется как через Воду, так и через, Воздух, Землю и конечно же Огонь (который - безусловно, доминирует в Русском Язычестве над всеми Стихиями, но не является синонимом слова Крес).